Место действия этой истории приблизительно – где-то в Западной Европе.
Зато время действия – вполне определенно: середина 1983 года, самый канун размещения в некоторых из европейских стран американских першингов.
Фильму предшествует хроникальный пролог: кадры многочисленных антивоенных демонстраций, волной прокатившихся по городам европейского континента. Кадры эти хорошо знакомы каждому из нас по информационным телепрограмм. Здесь же, в фильме, они служат своего рода общезначимым, историческим камертоном тех вымышленных событий, о которых поведают с экрана сценарист Н. Леонов и кинорежиссер И. Гостев.
Впрочем, абсолютно вымышленными в этой «европейской истории», пожалуй, следует считать только имена и фамилии действующих лиц, да еще некоторые из обстоятельств личной жизни героев. Все остальное взято непосредственно из политических реальностей буржуазных демократий: перипетии предвыборной кампании, расстановка политических сил, парламентские и непарламентские приемы борьбы за власть, вмешательство иностранных спецслужб во внутренние дела суверенного государства, давление национального и межнационального капитала на демократические институты.
Политические силы на экране персонифицированы в образах героев, вовлеченных с разной степенью активности в борьбу за власть, и шире – в борьбу за будущее мира. Это умеренный политик доктор Хайден, трезво оценивающий политическую ситуацию в стране и мире, чутко улавливающий настроение общественности, обеспокоенный опасностями милитаризации страны. Ему противостоит Виктор Олден – политик неонацистского толка, сторонник конфронтации как в политической, так и в военной сферах современной действительности.
Противостояние дано резко, пластически определенно. Это мы можем почувствовать по сценам предвыборных митингов, на которых держат ответ перед избирателями сначала Хайден, а затем – Олден.
Первый выступает на площади при свете дня. В своей речи, достаточно эмоциональной, он апеллирует к разуму человека, к его способности самостоятельно анализировать факты и перспективы развития событий.
Второй обращается к своим сторонникам при свете прожекторов, в окружении неверных теней, создающих атмосферу неуверенности, нестабильности, зыбкости того, что происходит на той же площади Вознесения. И неверности того, что произносит, к чему призывает кандидат от свободных националистов.
Вокруг этих политических фигур поляризуются силы и люди их олицетворяющие.
На стороне Хайдена, те, кто озабочен будущим, насущными проблемами сегодняшней действительности.
За Олдена – военно-промышленный комплекс, его командиры, подобные Шулману, его ревностные служители, подобные Коллеру.
Среди прочих персонажей этой политической драмы выделяются два человека, оба журналисты: умудренный опытом политический обозреватель влиятельный газеты Петер Лоссер и молодой честолюбивый репортер Хайнц, надевающий одним сенсационным материалом добиться того авторитета и общественного признания, которого достиг его старшей коллега долгим, кропотливым трудом.
Выделяются они прежде всего потому, что оказались главными героями детективной интриги, сопутствующей предвыборной борьбе за власть. Дело в том, что сначала в руки одного, а затем и другого журналиста попадают важные документы, разоблачающие финансовую зависимость Олдена от иностранных банков. Детективная интрига сообщает сюжету необходимое напряжении. Это, в свою очередь, стимулирует интерес к судьбам героев. За них переживаешь, поскольку известно, что люди Коллера и Шулмана способны на все, в том числе на шантаж и убийство.
За них переживаешь еще и потому, что героев играют популярные советские актеры: Вячеслав Тихонов – Лоссера, а Леонид Филатов – Хайнца. Оба актера добавляют важные краски в образы своих персонажей. Тихонов сообщает своему герою нравственную основательность и интеллектуальность проницательность. Филатов наделяет своего персонажа недюжинным темпераментом и всесокрушающим жизнелюбием, благодаря чему этот беспринципный профессионал, человек без политических убеждений, вполне принявший жестокие законы буржуазного общежития, не лишен известного обаяния.
Но главный интерес к этим фигурам объясняется, пожалуй тем, что оба журналиста олицетворяют две категории людей, от которых самым непосредственным образом зависит победа на выборах.
Петер Лоссер представляет тех, кто помнит уроки прошлого и способен их связать с опытом настоящего, кто легко различит за показным и нарочитым демократизмом Олдена шовинистическую подоплеку и диктаторские притязания политика гитлеровского пошиба.
Хайнц, подобно многим своим сверстникам, живет настоящей минутой, для него фашизм, прошлый и будущий, подернут дымкой времени. Эти реальности как бы не реальны. Зато реальны театральные эффекты, к которым прибегают Олден и его закулисные покровители – это явление народу на мотоцикле в сопровождении моторизованной колонны, эта показная простецкость, эта довольно прозрачная социальная демагогия.
Симптоматично и символично, что оба героя подверглись яростному давлению со стороны людей, представляющих интересы реакции. Тут было все: подкуп, шантаж, обман, наконец, убийство.
Символично потому, сто такому же давлению подвергаются сегодня целые народы европейского континента.
«Европейская история» — это история борьбы людей разных политических убеждений против самоубийственной гонки вооружений.
Она продолжается в реальной европейской истории: едва ли не каждый вечер на экранах телевизоров мы увидим документальные свидетельства.
Фильм советского режиссера Игоря Гостева занимает в этой борьбе активную, наступательную позицию.
Киностудия «Мосфильм»
Автор сценария – Николай Леонов при участии Игоря Гостева
Режиссер – Игорь Гостев
В ролях: Вячеслав Тихонов, Беата Тышкевич, Леонид Филатов, Тамара Акулова, Альгимантас Масюлис, Владислав Стржельчик, Юозас Будрайтис, Станислав Микульский
Год: 1984
Смотреть онлайн Европейская история (1984):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1984 года