Еще недавно Василия Держакова (каким его играет Алексей Булдаков) мы бы назвали героем. Еще бы – «рабочая косточка», принципиальный, правду-матку режет направо и налево – словом, хозяин жизни, гегемон.
Но «Ожог» — это фильм без героя, фильм-перевертыш. Чем пристальнее вглядываешься в Держакова, тем очевиднее: на героя не тянет. Уж больно непогрешимым кажется Василий сам себе, уж больно крепко уверовал (не без услужливой, вероятно, помощи нашего же кино), что уже сама принадлежность к рабочему классу ставит его выше всех остальных, дает возможность поучать, не замечая, как «учеба» переходит в деспотизм.
Уж чего-чего, а «чувства хозяина» у Васи Держакова предостаточно. А с каким умилением, с каким, если вспомнить, подобострастием воспевали мы прежде это самое «чувство хозяина». Хотя чего вспоминать – сейчас поем. Так извольте, скажет Вася Держаков, воспевайте и меня.
Не поется, дорогая Вася. Глядя на твое «хозяйское чувство», выть хочется. Не стану пересказывать «Ожог», так как авторы – хоть и неуклюже подчас – строят фабулу на детективном фундаменте. Но если я скажу, что Василий Держаков – дядя Маленькой Веры, этим, думается, во многом определю настрой фильма. Быт, чье серое одноцветье не называет у персонажей никакого сопротивления, худосочный рацион жизненных интересов – короче, зеркало, взглянув в которое, выть, повторяю, хочется.
Но если картина «Маленькая Вера» была сильна своими характерами – точными и объемными, то «Ожог» грешит, как мне кажется, приблизительно. Это тот самый случай, когда даже незаурядные актерские работы (Людмила Гурченко в роли васиной любовницы, Валерий Ивченко в роли одной из жертв васиной принципиальности) не в состоянии вдохнуть в картину гармонию. Васину бы энергию – да авторам фильма, тогда бы они не сбились на сомнительную мораль в финале, не суетились бы, бросаясь от одного жанра к другому, от пародии – к памфлету, от серьезной социальной драмы – к доморощенному детективу…
Но если признать «Ожог» родственником «Маленькой Веры» (а я на этом настаиваю), то согласимся и с тем, что из одного корабля (сиречь фильма), пусть даже самого замечательного, флотилию не создать. А она нам так нужна – флотилия фильмов, я бы сказал, ледоколов, способных взломать лед пропагандистских догм.
Мы не можем ждать «всеобщего потепления». Слишком крепок лед, слишком любим мы собственные иллюзии.
Что же касается «Ожога», то каждому ледоколу – свое плавание…
Одесская киностудия
По мотивам «Записок рабочего человека»
Автор сценария – Михаил Кураев
Режиссер – Геннадий Глаголев
Оператор – Игорь Чепусов
В ролях: Алексей Булдаков, Людмила Гурченко, Галина Яцкина, Валерий Ивченко, Наталья Попова
Год: 1988
Смотреть онлайн Ожог (1988):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1988 года