Мне очень по душе идея этого фильма и стремление его авторов «держать форму», хотя к результатам их труда я отношусь довольно сдержан¬но.Мне очень по душе идея этого фильма и стремление его авторов «держать форму», хотя к результатам их труда я отношусь довольно сдержанно.
Идея эта восходит, как минимум, к Габриэлю Гарсия Маркесу, в книге «Сто лет одиночества» рассказавшему историю целого рода — от истоков до гибели. В. Залотуха и В. Хотиненко повествуют Заварзиных, в начале века переселившихся из России в Сибирь. Но разбивают свою историю не на исторические, а на природные и даже экзистенциальные отрезки, включающие четыре времени года и три дня -день рождения, день смерти и сороковой день, когда душа умершего покидает земную юдоль. Ощутима в фильме и мифологизация рода, хотя она носит не столько маркесовский, сколько распутинский характер. Скажем, медведь, живущий возле заварзинской усадьбы, может восприниматься и как реальный медведь, и как тотем рода, и как хранитель деревни, поскольку всегда за его изгнанием следует саморазрушение этой жизни. Символика, однако, ненавязчива, и тут чувство меры выгодно отличает Хотиненко от Евтушенко и Бурляева. Мифологичны и вечно странствующий дед Заварзин, и сказочно удачливый сосед Барма, приобретающий под конец собственный воздушный флот, на котором обитатели деревни, как колхозники в классическом анекдоте, собираются улетать к уже знакомой нам Бениной матери. Есть в картине и стиль, и удивительные по настроению кадры, и актерский замечательный ансамбль, в котором я бы выделил Владимира Ильина, не перестающего удивлять нас каждой новой работой. Его дурачок, помешавшийся на охранной службе, удивительно трогателен и в то же время комичен. Ничуть не претендуя на сходство со Швейком или бродягой Чарли, он почему-то заставляет о них вспоминать» вызывая чувство благодарности авторам за столь деликатное расширение культурного контекста картины.
Так чего же мне не хватает в этом фильме? Как ни странно, внятности рассказа. И, кроме того, божественной полноты эпического дыхания, столь ощутимой в романе Маркеса.
По одноименному роману Сергея Алексеева
Авторы сценария — Валерий Залотуха, Виолетта Седова,
Владимир Хотиненко
Режиссер — Владимир Хотиненко.
Оператор — Евгений Гребнев
В ролях: Владимир Ильин, Чес лав Сушкевич, Иван Агафонов, Виктор Смирнов, Борис Галкин, Сергеи Паршин
Свердловская киностудия
Смотреть онлайн Рой (1990):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1990 года