Все, кто писал об этой картине – и на ее родине, в Канаде, и у нас, во время прошлого Московского кинофестиваля, — непременно упоминали о том, что снята по роману крупнейшей франко-канадской писательницы Габриэль Руа, что роман этот почти четыре десятилетия привлекал внимание кинематографистов, пытавшихся подобраться к нему, чтобы перенести на экран, а упрямая проза все не давалась в руки, и не только еще не слишком опытным в ту пору канадским кинематографистам, но даже профессионалам из Голливуда, давным-давно купившим право на экранизацию, но так и не сумевшим им воспользоваться.
И в самом деле, сидя перед экраном, всматриваясь в мелодраматическую, наивную и трогательную в этой своей наивности историю молоденькой официантки из монреальского кафетерия, встретившейся с первой любовью, потерявшей ее и нашедшей другую, может быть и не любовь даже, а нечто иное, не столь пылкое, но куда более надежное чувство, — видишь, как обстоятельно литературен это фильм, как неспешен его ритм, как подробны проходы героев, как внимательна камера к их жестам, мимике, взглядам, походке, как любовно и доверчиво всматривается режиссер в детали и подробности давнего, сорокапятилетней давности, канадского быта.
А на экране идет сороковой год, где-то в Европе во всю бушует война, в которой Канада, в ту пору еще британский доминион, принимает участие. Но все это происходит где-то бесконечно далеко от будничных, изматывающих забот многодетной рабочей семьи, отец которой то и дело теряет работу из-за врожденной своей строптивости, а мать готовится принести в дом очередного потомка, и кажется, этому не видно конца, и кажется, эти люди свыклись со своим настоящим и не ждут ничего от будущего. Кроме их старшей дочери Флорентины, готовой на все, чтобы уйти из этого дома, где живут впроголодь, где спят вповалку на полу, где ждут своей очереди у дверей туалета… И она сделает все, особенно тогда, когда поймет, что рассчитывать на первую любовь не приходится, когда увидит, что единственный ее «шанс», единственно возможное будущее – вот этот смешной и наивный солдатик из «хорошей» семьи, который любит ее невесть за что, который отправится воевать за океан, в Европу, где, может быть, погибнет, оставив ей и ее народившемуся еще ребенку (пусть не от него, он так и не узнает об этом) свое благородное происхождение, свое незапамятнанное бедностью имя, свое богатство, наконец… И пусть это «счастье по случаю» окажется совсем не тем счастьем, о котором мечтала Флорентина, но все же оно будет куда лучше привычного, ставшего бытом, существованием, судьбой постоянного несчастья ее близких, родных и друзей… И кто бросит в нее за это камень?..
Канада
Авторы сценария – Клод Фурнье, Мари-Жозе Раймон
Режиссер – Клод Фурнье
В ролях: Мирей Деглен, Пьер Шаньон, Мэрилин Лайтстоун, Мишель Форже, Мартин Ньюфелд, Линда Соржини
Год: 1983
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1983 года