Великое до смешного.
В качестве пролога маленькая притча о добре и зле. Два друга собираются в турпоездку за границу. Без планов на возвращение. Одному из них отказывают в иностранном паспорте. Но уезжает-таки именно он, выманив у другого паспорт и переклеив фото. Обманутый остается вековать в горячо любимой Венгрии.
Берусь предсказать однозначность зрительской реакции: один из друзей поддонок, другой – страдалец. Мысль о непатриотичности обоих приходит позже. Если приходит. Так, без подмигивания и кукишей в карманах фильм констатирует, что он нас всех насквозь видит. И уже после этого демонстрирует нам «Великое поколение» восемнадцать лет спустя, в 1986 году.
Герои фильма бодрятся, храбрятся, меняются женщинами, поучают детей, выпивают «еще по одной», лихо защищаются в семейных скандалах, зато охотно лезут за деньгами… Что еще?
Больше ничего. Даже их социальный панцырь вскрывается без стамески, хотя, казалось бы, сработан прочно. Судите сами: Макаи – популярнейший ведущий дискотек и музыкальных радиопрограмм, Никита – преуспевающий бизнесмен, чуть ли не миллионер, Рэб – и вовсе американец. А на поверку?
Макаи воспринимается женщинами как наемный партнер для танцев, а старыми друзьями – как мальчик «для битья». Никита, чье состояние увеличивается пропорционально числу любовниц, и то, и другое воспринимает смертельно надоевшей обузой. Рэб, повернувший ловкий трюк с турпоездкой, за всю свою жизнь в Америке едва накопил денег на билет до Венгрии.
Но попробуйте им об этом сказать! Они и друг другу-то такого не позволят. Разве, в порядке дружеской подначки. Перед… надцатой рюмкой. Помогающей им не прятать глаза друг от друга.
И от умных детей, не доросших пока до осознания себя очередным «великим поколением».
Этим названием, кстати, авторы фильма окончательно добивают героев в наших глазах. И все-таки что-то мешает нам поставить на них крест. Что-то заставляет воспринимать этих людей серьезно, с сочувствием и (это-то откуда?!) доброжелательностью.
Вот тут и кроется секрет фильма. Дело в том, что рядом с Макаи, Никитой и Рэбом живут их сверстники, не замеченные камерой. Режиссер фильма, автор сценария, оператор, да и исполнители трех главных ролей. И черт меня подери, если на банкете по поводу Особой премии жюри на фестивале в Сан-Себястьяне (или – Большого приза в Страсбурге, или – «Золотого жетона» в Чикаго) она не называли себя великим поколением.
Венгрия
Авторы сценария – Геза Беременьи, Ференц Андраш
Режиссер – Ференц Андраш
Оператор – Элемер Рагайи
В ролях: Дьёрдь Черхалми, Карой Эперьеш, Мари Кишш, Дороття Удварош, Роберт Колтаи
Год: 1985
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1985 года