Не всякой женщине выпадает такая заманчивая возможность.
Сквозь все творчество Виталия Мельникова вот уже на протяжении почти полных тридцати лет проходит тема семьи, ее радостей и конфликтов. Прислушайтесь к названиям его картин: «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Женитьба», «Старший сын», «Ксения, любимая жена Федора»… Для В. Мельникова как художника человек интересен не в отдельности своей, а в контакте с себе подобными, в том числе и в важнейшем контакте с семьей.
С Валентином Черных как сценаристом В. Мельников встретился впервые. Их творческие пристрастия, в какой-то мере, давали возможность уподобления. Оба предпочитают фильмы ясные, отчетливые и точно сколоченные, с самым широким, демократическим адресом, с обязательными ироническими или даже саркастическими красками. Пункт, где они до сих пор расходились, — это проекция сюжета на реальную жизнь. Для В. Черных такая операция невозможна впрямую, она всегда заключает в себе некую приподнятость, метафорическую обобщенность. Стилевая манера его сценариев – не протокол, не хроника, а, так сказать, «игровая модель», привлекающая зрителя не столько типичностью, распространенностью своею, сколько наглядностью, очевидностью всех сил, что сплелись в конфликте, почти что со сказочной очевидностью.
И еще. В. Черных предпочитает героев сильных, ладных, ответственных, умеющих за себя постоять, если надо – словом, а иногда и кулаками. Еще до репертуарного нашего рекордсмена – фильма «Москва слезам не верит» — был «Человек на своем месте», начавшийся, как вы помните, с того, что герой сам себя предложил на место колхозного председателя. А «Дублер начинает действовать», виденный совсем недавно? В сегодняшних интерьерах и с современными людьми там будто ожила фольклорная байка про шута, которого сделали на час королем. Ему этого часа оказалось достаточно, чтобы почувствовать себя настоящим королем и убедить в этом окружающих…
Теперь сценарист и режиссер действуют, так сказать, в одной упряжке. И любопытно поглядеть, как привычное для одного дополняется тем, что привнес другой. В то, что жизнь переполнена проблемами и чтобы устранить их одного только хотения мало, В. Черных не верит. Он посылает в распространенные жизненные обстоятельства человека с особо сильной волей, с уменьем «строить» порядок и нисколько не унижаться этим, с хорошо тренированными навыками легко и безболезненно обходить любую трудность. А В.Мельников, в общем сочувствуя этой мысли, все-таки снабжает симпатичного и обаятельного героя Виктора Проскурина чертами некоторой избыточной прямизны, как бы уже признанной статуарности. Героиня, воплощение женской нелогичности и полубогемной принципиальной разбросанности, для сценариста, как можно понять, все-таки легкий случай, проблема, которая налаживается почти на ходу. Режиссер, опасаясь обычной «киношной» гладкости, не побоялся сделать эту женщину в исполнении Веры Глаголевой и резкой, и горькой, и временами развязной донельзя, прежде чем редкая, романтическая, всепоглощающая и всеизвиняющая любовь поселится в ее глубоких глазах.
Что же все-таки перед нами? Утешительная история из разряда экранных баек, пусть даже с точными, едкими подробностями и «намеком», приличествующим каждой сказке? Или – при внешней старательной игре по знакомым правилам – побеждает ирония, до самопародийности, и в результате, все-таки утверждается вполне живая знакомым методом отрицания отрицания?
Посмотрите эту веселую, легкую, динамичную историю, разыгранную и поставленную талантливыми людьми, а там, может быть, еще поспорим.
Киностудия «Ленфильм»
Автор сценария – Валентин Черных
Режиссер – Виталий Мельников
Оператор – Борис Лизнев
В ролях: Вера Глаголева, Виктор Проскурин, Вера Васильева, Николай Рыбников, Юрий Демич, Татьяна Рудина
Год: 1988
Смотреть онлайн Выйти замуж за капитана (1988):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1988 года