Monday, April 29th, 2024

Запретная зона (1988)

Дата 27 июня, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Запретная зона (1988)Смерч, пронесшийся летом 1984 года над несколькими областями России, был, наверное, ужасен. Но Николая Губенко, взявшегося рассказать с экрана об этом событии, меньше всего интересовала, судя по фильму «Запретная зона», физическая сторона разрушения. Смерч сорвал крыши с домов, и стало видно то, что внутри. Стал виден беспорядок, копившийся годами, беспорядок в каждом конкретном доме и в нашем общем: сор в углах, который предпочитали не выносить наружу, грязные окна, через которые с трудом пробивается солнечный свет, стены, давным-давно не ремонтировавшиеся, тлен, запустение, застой… Думается, именно эту картину хотел увидеть и увидел Губенко в деревне, над которой только что пронесся смерч. Внезапное стихийное бедствие часто сплачивает людей – режиссер (он то же и сценарист фильма) показывает нам обратный процесс: беда людей разъединила. Вернее, она показала, что естественные человеческие, родственные, дружеские связи словно бы поражены какой-то болезнью, причины которой – это сегодня нам всем очевидно – следует искать в тогдашнем состоянии общества.

Вот почему зритель, пришедший смотреть «Запретную зону», сразу попадает в странный, словно бы немного сдвинутый мир. В полуразрушенной школе собрались люди, которых привела сюда одна и та же беда: потеря крова, но каждый кричит о своем. В фонограмме фильма преобладает сорванные, отчаянные женские голоса. Так не кричат от боли или горя. Так кричат, когда кто-нибудь лезет без очереди или пытается получить «в одни руки» две пары дефицитных сапог. Но ведь людей постигло настоящее горе! И все равно потеря крова, кажется, причиняет им меньшую боль, чем мысль, что кому-то крышу поставят без очереди. Вот эта спутанность истинных и мнимых ценностей, кажется, особенно печалит режиссера. Даже оплакивая покойника, человека, с которым столько прожито и пережито, его вдова (отлично играет эту роль Нонна Мордюкова, к сожалению, так редко появляющаяся ныне на экране!) вдруг срывается на сварливые жалобы, на громкое перечисление того, что ей кем-то недодано. Даже ордена достаются ветеранам из заветной шкатулки лишь для того, чтобы выбить для семьи доски или щитовой домик раньше, чем все это получит сосед. А доски, как водится, завезли бракованные, годящиеся только на дрова. А щитовых домиков доставили гораздо меньше чем нужно. А доброкачественный, дефицитный строительный материал, мигом уплыл «налево», к дачникам, которых смерч вовсе и не задел: так, сорвало крыши у одной-двух беседок. Но дачники тоже болтаются под ногами, требуют бесплатной помощи.

Хаос? Да, хаос. И если Губенко хотел показать, у какой пропасти стояло наше общество в 1984 году, то он этой цели безусловно достиг. Известный публицист Лен Карпинский в своей статье «Стихийное бедствие в казенном доме» отнес «Запретную зону» к разряду художественных исследований высокого ранга, написав: «Она не позволяет забывать, из какой социальной пропасти мы начали подъем».
Картина, открывающаяся взгляду зрителя в той запретной зоне, куда кинематограф ранее не заглядывал, в самом деле достаточно впечатляюща. Зритель безусловно оценит по достоинству работу оператора Павла Лебешева, художников Юрия Кладиенко и Татьяны Морковкиной, создавших на экране образ Хаоса, давших нам возможность почувствовать его грозное дыхание.

Однако высказывания авторами мысль – мысль и в самом деле (прав Карпинский!) очень верная, актуальная – не имеет художественного продолжения. Все кричит с экрана о хаосе, и мы согласны: да, хаос, да, кризис, но, когда самую верную мысль повторяют с экрана дважды, трижды, четырежды, она превращается уже в риторику. И тогда, немного придя в себя от первоначального шока (а фильм с первых же кадров погружает зрителя именно в это состояние), мы начинаем замечать, что горестное удивление, застывшее в глазах Жанны Болотовой – исполнительницы роли Третьяковой, зампреда исполкома и председателя штаба по ликвидации последствий смерча, так и не перерастает в какое-либо другое чувство. Не укрывается от нас и то, что в описании сладкой жизни сановных дачников-интеллигентов преобладает фельетонный тон, каким когда-то разоблачили стиляг или, к примеру, низкопоклонство перед Западом.

И вот перед критиком дилемма: надо ли замечать эти недостатки – отнюдь не мелкие – в картине прогрессивной, сказавшей нам важную и нужную правду о недавнем прошлом?

У меня-то в принципе, ответ на этот вопрос есть. Но ведь подобная же дилемма возникает и перед зрителем!
Поэтому пусть зритель сам и решает.

Киностудия «Мосфильм»
Автор сценария и режиссер – Николай Губенко
Оператор – Павел Лебешев
В ролях: Жанна Болотова, Кирилл Лавров, Нонна Мордюкова, Алла Ларионова, Иннокентий Смоктуновский
Год: 1988

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Запретная зона (1988). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Запретная зона (1988) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



80-е

фильмы 1988 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние