Лучше стоя, чем на коленях.
Анни Жирардо не надо гримироваться под нас – она и так своя, даже в роли полицейского. Это профессионализм.
Другое дело, в фильме «Жизнь продолжается» чувствуется, что от собственного профессионализма блистательной Анни немного скучно. Но смотреть на нее все равно…
…Нет, «весело» — не то слово. Какое уж тут веселье, когда женщина с тремя детьми теряет мужа в разгар выходного дня. Любимого мужа – что особенно ясно после похорон, когда кухня становится обузой, постель кажется пустыней, а дети вдруг перестают задавать глупые вопросы.
И по-настоящему сочувствуешь тому, что вот, приходится теперь пойти работать. И по-человечески понимаешь, что пособие на детей, на которое даже не самый оборотистый советский турист купил бы видео и чемодан шмоток, это действительно «не деньги».
Наверно, так получается потому, что фильм ни в чем не оправдывается. Тем самым храня нас, зрителей, от греха ханжеского соглядатайства. Совершенно, например, по-житейски воспринимается появление в постели вдовы незнакомого мужчины («Эй, мсье, одевайтесь. Пора уходить. Быстрее!»). ну, тошно бабе. Как раз тот случай, когда «никто не осудит ее больше, чем она сама», а она… не очень-то. Или то, как она по-гимназически динамит приятного во всех отношениях, к тому же влюбленного в нее мужчину. И то, как она по-гимназически же в него влюбляется, не очень скрывая это от детей. А когда дети, смеясь, обсуждают мамин роман, совсем не кажется, что «у щенков нет ничего святого». Кстати, когда героиня без мук самопожертвования, легко и по-дружески признает право старшей дочери покинуть семью в столь тяжелый момент, фильм как-то ненавязчиво обходится без нравоучительного тона. Просто помогает нам понять ближнего и дальнего, почувствовать его – не самым, по нашим-то меркам, тяжелым – проблемам.
И вот, когда мы поэтому научились, от героини уходит тот самый приятный во всех отношениях мужчина. Уходит нескладно, трусливо и потому особенно жестоко – тут, похоже, все так называемые «приличные мужчины» одинаковы, независимо от гражданства и состояния. А фильм при этом делает маленький фокус, почти чудо. Совсем без нажима наталкивает нас на очень симпатичную и уместную в нынешние времена мысль.
Если после того, как тебе было так плохо, что дальше некуда, судьба подбрасывает еще одно несчастье, значит… Значит, может быть еще хуже. А раз может, то все, что случилось, не самое плохое. Радоваться надо, что жизнь продолжается, — советует нам Анни Жирардо. И вытирает слезы.
Франция
Автор сценария и режиссер – Моше Мизрахи
Оператор – Ив Лафэй
В ролях: Анни Жирардо, Жан-Пьер Кассель, Пьер Дюкс, Мишель Омон, Джулия Сальватори
Год: 1981
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1981 года