Написавший» совместно с X. Байерлем, сценарий этой картины известный драматург Е. Габрилович отдал много сил опытам создания так называемого «авторского» кинематографа, в котором лирическому герою отводится особое место, где раздумья его, сливаясь с авторскими раздумьями, постоянно звучат с экрана закадровым текстом. Обратился к этой форме он и на этот раз. Герой фильма, поставленного Г. Райшем — солдат первой мировой войны, ставший последствии коммунистом. Жизненный материал, положенный в основу рассказа, сравнительно малоизвестен. Мы знаем историю послевоенной Германии и историю наших дней. Мы помним фашистскую Германию времен минувшей войны. Люди старших поколений знают Германию 30-х годов — гитлеровский путч, провокационный поджог рейхстага, лейпцигский процесс над Георгием Димитровым… Но уже очень немногие помнят Германию, какой была она до этих драматических событий, направивших по иному руслу всю ее историю. Германию рабочих спартаковских отрядов и революционной Баварской республики, Германию молодых надежд, еще не заглянувшую в свое недалекое будущее. Альфред Курелла — автор книги воспоминаний, по мотивам которой сделана картина, — возвращает нас в эти, давно ушедшие времена. Мы застаем героя в поезде, следующем из России в Германию, в вагоне, набитом немецкими военнопленными, под видом и с документами одного из них. Однако история у него совсем особая. Б отличие от других, он недавно проделал ту же дорогу в обратном направлении — из Германии в Москву. Немецкие рабочие послали его в Россию, к Ленину. Дали ему мандаты, письма и документы. Дали явку в Литве. Так начался для него этот путь —путь к Ленину. Он увидел города и села, разоренные войной. Добрался до Литвы, но хозяин дома, указанного ему, висел на суку того самого дуба, который должен был служить опознавательным знаком для Виктора. Так он узнал, что классовая борьба бывает еще более ожесточенной и непримиримой, нежели война. Он увидел Москву 1918 года, голодную и холодную, но исполненную революционного энтузиазма. Он жил здесь в когда-то роскошном номере гостиницы, но сейчас тут не было ни горничных, ни электричества, ни воды, а бархатные портьеры заменяли одеяла жильцам, сменяющимся с калейдоскопической быстротой. Он увидел русских комсомольцев — отчаянно веселых парней с глазами, покрасневшими от бессонницы, строгих девушек, носивших военную форму. Одну из них он полюбил. Он увидел комсомольские собрания, где все частные вопросы решались с той же страстью, что и проблемы мировые, а ораторы, едва закончив свою речь, прямо с собрания уходили на фронт. На фронт борьбы с голодом. На фронт борьбы с сыпнотифозной вошью. На фронт борьбы с классовым врагом. Все это он увидел и запомнил на всю жизнь… Но он должен еще увидеть Ленина. И Виктор Клейст увидел его. Ленина играет М. Ульянов, впервые являющийся перед зрителями в этой роли. Пожалуй, Ленин Ульянова жестче, внутренне непримиримей и, может быть, утомленней, чем Ленин других актеров, решавших на сцене или экране задачу создания ленинского образа. «Веда в Баварии. Дело пошло на спад», — говорит он Виктору, зорко всматриваясь, какое впечатление произведет на того эта весть — не слаб ли, не падет ли духом… «Сколько вам лет?» — спрашивает он Виктора, любуясь его порывистостью, понимая его волнение, щадя его молодой энтузиазм, которому еще только предстоит узнать науку борьбы, науку ненависти к врагу.
«Иди, мой мальчик», — сказал он Виктору на прощанье.
«И я пошел. Я все еще нахожусь в дороге. Hi пути к Ленину», — так заканчивается фильм. Но произносит эти слова уже не зеленый юноша, а коммунист, умудренный всем тем, что пережила его родина, а вместе с ней и весь мир, за полстолетия, отделившие героя от давнего разговора в Кремле.
Смотреть онлайн На пути к Ленину (1969):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1969 года