Фильм «Председатель», вызвавший столько споров и привлекший столь большое внимание зрителей, еще не сошел с экранов, а писатель Юрий Нагибин и режиссер Алексей Салтыков выпускают новое произведение — «Бабье царство», в котором снова ставят на обсуждение острейшие вопросы нашей недавней деревенской действительности. В центре фильма история Надежды Петровны, женщины трагической судьбы, ставшей председателем колхоза в трудные военные годы, отдавшей всю свою жизнь людям.
«Бабье царство» — картина полифоническая, охватывающая большой отрезок времени, рассказывающая о многих судьбах и многих событиях. Нагибин положил в основу своего рассказа действительную историю женщины-председателя колхоза. Но напоминать об этом зрителям нет нужды, они и без того узнают в фильме очень знакомые ситуации. Вот так русские бабы встречали колонны пленных знойным летом 41-го года, вот так, обливаясь слезами и кровью, жили в оккупации, сами сжигали свои дома, чтобы помочь партизанам, и потом тяжким трудом поднимали разрушенное подчистую хозяйство. Все это было, все это — правда. Пожалуй, кое-где было и потруднее.
Наверное, как и в случае с «Председателем», новый фильм поделит зрителей на тех, кто будет приветствовать «Бабье царство», и тех, кто будет картину ругать. Но равнодушными никого не оставит. Салтыкова как режиссера можно ценить или критиковать (за известное пренебрежение к тому, что называют современным языком кино), но у него есть редкостное чувство «движения жизни», умение увидеть ее в развитии, увидеть ее неподчиненность случайностям и зависимость от того, что народная мудрость возводит в нравственный закон. Вот один из эпизодов фильма.
Надежда Петровна и инструктор райкома, оба немолодые и многое испытавшие в жизни люди, полюбили друг друга. У кого бы поднялась рука на этих людей, явно обделенных счастьем? Наверное, их бы все поняли и не осудили. Но они сами судят себя. «Жена у меня беззащитная, злая, несчастная, никого у нее нет — и уйти от нее я не имею права», — так, примерно, говорит инструктор, понимая, что он несчастлив, но зная и то, что строить свое счастье на несчастьи другого человека он не сможет. И Надежда Петровна не только понимает это, но и сама так же считает. Что это? Фанатизм или, может быть, просто ограниченность? Ведь люди отказываются от личного счастья! Нет, это ни то и ни другое, это — следование законам жизни, гласящим, что человек, поставленный над людьми, обязан быть чист в большом и в малом.
Вот еще одна сцена — суда народного над злобными частниками. Надежда Петровна вроде бы нарушает государственный закон: не имеет права она выгонять из деревни даже заведомого мерзавца, тем более не имеет права ломать трактором его дом.
Но на ее стороне закон народный, ее поддерживает вся деревня и — она ломает. Перефразируя слова Чаплина, можно сказать, что это абсолютная неправда, но зато абсолютное искусство. И Салтыков смело показывает то, чего, пожалуй, и не было на самом деле. Для режиссера этот эпизод важен именно тем, что мы назвали неподчиненностью народной жизни случайностям.
«Бабье царство» — картина не простая, хотя внешне и кажется лишь мозаикой эпизодов, рассказывающих о жизни одной из очень многих русских деревень. Эти эпизоды прочно складываются в единое целое мыслью о красоте и чистоте народной жизни, о чистоте и бесконечном благородстве тех, кого народ выдвигает в свои руководители. Надежда Петровна выступает как подлинная героиня нашего времени. Простая русская баба, она, претерпя все муки, становится вожаком народным, опираясь на доверие людей. История ее — обыкновенная, но обыкновенная только для нас, для нашего общества. Этот фильм нужно увидеть, — потом, повторяем, можно будет спорить о нем, но равнодушным он никого не оставит.
Смотреть онлайн Бабье царство (1967):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1967 года