Продажность — черта, бесспорно, отрицательная, и общество, пораженное раковой опухолью коррупции, обречено. Особенно несовместима продажность со званием и ответственностью ученого. Эта несовместимость удваивается, когда речь идет о медиках. Смысл их профессии взывает, казалось бы, к бес-сребренности, самоотверженности. Разве возможна иная постановка вопроса, когда речь идет о человеческих страданиях, о жизни и смерти? Оказывается, возможна. Оказывается, и самое гуманное в мире ремесло можно превратить в бизнес. Многие выдающиеся мастера показали в своих произведениях падение, распад человеческой личности — даже если перед нами крупный талант — в обществе, где царствует всеобщая купля-продажа. В центре фильма «Башня Слоновой кости (1966)» (реж. С. Ямамото) молодой врач Дзайдзен (арт. Д. Тамия). Это многообещающий хирург, но небескорыстное служение науке и людям руководит его поступками. Путь Дзайдзена — типичный «путь в высшее общество»: расчетливая женитьба, интриги, дорогие подарки, запугивания, прямые взятки. Вокруг Дзайдзена группируются подобные же дельцы, которые перенесли в медицину испытанные методы прожженных политиканов. Их деятельность увенчивается успехом. Дзайдзен получает профессорский пост, более того: он оправдан на судебном процессе, который возбудила против него вдова человека, умершего по очевидной для всех халатности хирурга. После судебного заседания сторонники Дзайдзена «чествуют» врача, который дал заведомо неверные показания, реабилитирующие их покровителя. В своей компании они не считают нужным стесняться. «Ты у нас герой! — говорит один из подручных Дзайдзена. — Теперь ты пойдешь в гору… Дзайдзен умеет платить за услуги». «Да,— подхватывает другой — теперь сам в профессора выйдешь, а?» Конечно, среди университетских врачей немало таких, у которых действия Дзайдзена вызывают отвращение. Но профессору Адзуме, который прекрасно знает цену своему ученику, мешает действовать решительно либеральная мягкотелость. А профессор Фунао прикрывает Дзайдзена своим авторитетом во имя ложно понятой корпоративной чести. Правда, есть еще несдавшийся доктор Сатоми, но что он может сделать в одиночку: при первом удобном случае его «выпирают» в периферийную клинику. Теперь власть в «большой белой башне» безраздельно захватили дельцы от науки.
Общество, зараженное коррупцией, — это больное, обреченное общество. Вот к какому выводу приводит нас остросоциальный японский фильм.
ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1966 года