Wednesday, May 8th, 2024

Недостойная старая дама (1965)

Дата 14 августа, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Недостойная старая дама (1965)«Недостойная старая дама» — фильм молодого французского режиссера Ренэ Аллио. В основе фильма — новелла Брехта. В главной роли — замечательная французская актриса Сильви, когда-то бывшая звездой немого кино, известная советскому зрителю по «Терезе Ракэн». В фильме сохранен самый глубинный принцип искусства Брехта. В искусстве, как говорит Брехт, «обыденное получило элементы, бросающиеся в глаза. И только так могли стать очевидны законы, причины, следствия. Поступки людей следовало показать такими, но в то же время следовало показать, что они могут быть и совсем другими». Брехтовские «зонги», то есть песенки, где впрямую рассказываются мысли автора о происходящем, превратились в фильме во французские песни, вполне органически вплетенные в жизнь города и звучащие то по радио, то в джазе, где участвует внук мадам Берт, «недостойной старой дамы». Все происходящее естественно для современной Франции, потому что и Брехт и Аллио говорят о коренных свойствах любого мещанского буржуазного общества. Старая женщина овдовела, на похороны съехались дети, невестки, внуки. Привычными, почти автоматическими движениями женщина готовит еду, сервирует стол — видно, что десятки лет она делала это для мужа, детей, внуков. Не надрываясь, как бы даже не утомляясь. Родственникам кажется, будто в хозяйстве все происходит само собою. Она хочет жить одна. И ее уединение, ее освобождение от массы обязанностей показаны на тех же ее действиях. Она готовит завтрак, но на этот раз для себя. Ест, пьет кофе. Действия те же, так же привычно, почти механически работают руки, но во всем иной смысл, иной ритм, иной вкус жизни. Пришел покой, свобода, раздумье. Когда мадам Берт с чашкой кофе в руках выходит на широкую галерею, окаймляющую весь этаж дома, и смотрит на панораму порта — мы понимаем, что не одиночество, а уединение отделило ее прошлую длинную жизнь от начавшейся сейчас настоящей. И на высвободившееся место и время приходит новое состояние — свобода и интерес к жизни за пределами дома. На место озабоченных, суетливых родственников приходят новые друзья — девушка легкого поведения Розали, сапожник, социалист и его приятели, ранее равнодушный к бабушке внук. Мадам совершает непозволительные поступки. Она делает в будний день прогулку в ландо. Покупает старую развалюху — автомобиль и отправляется с внуком и с Розали в путешествие на взморье. Обедает в ресторанах. Ходит в гости, прихватив с собою бутылочку винца. Когда возмущенные сыновья и невестки урезывают свои и без того скромные взносы на содержание старухи, не желая, чтобы их деньги расходовались столь приятно, старая дама продает все, что есть в доме и продолжает наслаждаться свободой. Через несколько месяцев она внезапно умирает. И ловишь себя на мысли — как хорошо, что она ушла из жизни до того, как мещане, ханжи, лавочники не упрятали ее в психиатрическую больницу, не учинили тех пакостей, какие готовили, не растоптали эту умную, милую даму. Все ее преступление — только в том, что она посмела жить так, как ей хотелось, никого при этом не обижая. «Если разобраться, она прожила две жизни. Первую жизнь она прожила как дочь, жена и мать, — говорит голос от автора,— а вторую просто как мадам Берт, одинокий человек без каких-либо обязанностей со скромными, но достаточными средствами. Первая ее жизнь продолжалась без малого шесть десятков лет, а вторая — всего несколько месяцев. Она познала долгие годы рабства и короткие дни свободы». Великолепная актриса Сильви играет с ювелирной тонкостью, с микродозами внешних выразительных средств и на предельной ясности внутренней жизни мадам Берт. По-прежнему ее натруженные руки либо что-то делают, либо тяжело лежат на коленях, непривычные к отдыху. Но у нее новые, счастливые глаза, радостно вбирающие незнакомый городской пейзаж, с детским интересом разглядывающие новинки в универмаге. Как она слушает разговоры в гостях! Оказывается, мож.-но беседовать не только о деньгах, расходах, делах. Она чувствует себя человеком — впервые в жизни. Роль мадам Берт превосходно дублирована Анной Фуксиной, тонко услышавшей не только интонации Сильви, но и природу Брехтовской старой дамы и философию новеллы. Фильм поставлен строго, скупо по внешним средствам, но он совершенно по-новому говорит о важнейшей теме современного Запада — о духовных связях между людьми, о расцвете человека, отошедшего от привычной обыденности. Аллио отрицает «некоммуникабельность» как общественное бедствие. Он утверждает, как Брехт, что беда не в следствиях, а в основе принципов буржуазного общества. Это и составляет силу и полемичность фильма Аллио о достойном человеке.

ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Недостойная старая дама (1965). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Недостойная старая дама (1965) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



60-е

фильмы 1965 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние