Friday, April 26th, 2024

Николай Бауман (1967)

Дата 16 августа, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Николай Бауман (1967)Встреча Нового года в Московском художественном театре. Кружатся нарядные пары в зале и фойе, бегут смешные маски по коридорам, взявшись за руки, веселое оживление царит среди знакомых каждому стен… А у подъезда — сыщики. 1904 год. В Москву, рискуя жизнью, приехал Бауман, его-то, революционера-ленинца, и караулит полиция. Но держится этот человек, которого свободно, с явным увлечением играет артист И. Ледогоров, с таким веселым озорством, так уверенно и даже дерзко, что, кажется, никакая опасность ему не грозит — сам черт ему не брат!..

Так, сразу же, с первых кадров фильма «Николай Бауман», поставленного режиссером С. Тумановым по сценарию Г. Капралова и С. Туманова, оказывается заявленным характер главного героя. Заявлен он крупно, размашисто, остросоциально.

Забегая вперед, скажу, что подобная актерская и режиссерская заявка при всей своей отчетливости отнюдь не означает однолинейности творческого решения, отсутствия сложных граней души героя, богатства его внутреннего мира…. Вовсе нет!

Игорь Ледогоров в заглавной роли — прежде всего человек большого интеллекта, один из виднейших деятелей партии, вершивших ее главные, жизненные проблемы, участвовавших в решении магистральных, узловых задач. При всем его молодом озорстве, открытости сердца, Бауман Ледогорова умеет быть предельно сосредоточенным, в иные минуты — он словно сжатая пружина: весь нацелен на то дело, которое предстоит ему сделать чего бы это ни стоило, пусть даже ценой самой жизни.

Таким был Николай Эрнестович Бауман и в действительности. Талантливая, поистине счастливая, высоко одаренная его натура неизменно привлекала к нему окружающих,— будь то заводские рабочие, мастеровой люд, или «сливки» русской интеллигенции, артисты МХАТ — Качалов, Андреева…

Через весь фильм — одной из чрезвычайно любопытнейших и чрезвычайно существенных для идейного и художественного звучания его сюжетных линий,— проходит история отношений Баумана с крупнейшим русским миллионером Саввой Морозовым. Все кадры, где видишь Савву Морозова, блистательно сыгранного ленинградским артистом Е. Копеляном, вызывают — без всякого преувеличения — захватывающий интерес. Копелян-Морозов будто несет на себе некую невидимую тяжесть… Ладный и крепкий русский мужик с несколько татарским обличьем, умными медвежеватыми глазками, он отчаянно и безнадежно одинок. Живет в нем горькая, невысказанная душевная неприкаянность, временами даже растерянность и боль. Не видит этот человек места для себя в том будущем, которое, рискуя жизнью, строят большевики,— строят напористо, молодо, страстно. Савва же Морозов, каким его глубоко и сложно играет Е. Копелян, в общем — то никак не умеет войти умом и сердцем в эту рискованную, опасную, но явно привлекающую его, захватывающую воображение стройку… Он ищет отклика, понимания, дает большие деньги для партии, всякий раз гостеприимно и приветливо встречает Баумана, скрывающегося от полиции… Как будто этим двоим людям — таким разным — удается сблизиться, удается почувствовать друг друга так близко, когда уже нет тайн от другого, когда с предельной откровенностью делятся самым заветным… Но вот в этом-то заветном вдруг и выясняется, насколько они разные, эти двое! Как ночь и день… Насколько бездомная, лютая, висящая на волоске жизнь Баумана, безоговорочно обреченного российскими палачами на гибель, светла и перспективна внутренне,— настолько же темно и беспросветно духовное существование Саввы Морозова, его кажущееся безграничным житейское могущество…

Противопоставление этих двух незауряднейших личностей: Бауман — Морозов — не только определяет напряженную внутреннюю атмосферу фильма, но и составляет, на мой взгляд, весьма важную новаторскую его сторону. С таких вот прочно-человеческих, душевных, психологических позиций у нас в кино, пожалуй, еще ни разу не говорилось о коренном, принципиальном значении миросозерцания, составляющего основу всего поведения человека, определяющего суть поступков и действий героев, окрашивающего для нас весь их облик. Это, на мой взгляд, интереснейшая находка. В ней — один из секретов удачи «Николая Баумана». Ведь даже и сама смерть обоих героев — Баумана и Морозова — дает возможность авторам фильма подспудно, без малейшей риторики и назидательных ноток выразить все ту же дорогую для нас, большую социальную мысль. Савва Морозов сам убивает себя; бесцельность, пустота, оторванность от осмысленного человеческого существования привели обладателя несметных российских капиталов к такому концу,— бесконечно страшному в своей трагической ненужности…

Смерть же Баумана становится как бы прекрасным, могучим финалом деятельности большевика. Финалом, утверждающим красоту жизни, безраздельно отданной людям,— жизни безбрежной, вместившей в себя все мечты народа о счастье, все стремления к будущему. Смерть Саввы Морозова встревожила только его верного слугу. Поток же людей, провожающих убитого черносотенцами Николая Баумана в его последний путь, превращается в грозную лавину. Запружены невиданным шествием улицы и переулки Москвы. Молча, тесными рядами идут и идут люди за мертвым телом большевика, — как пошли бы за ним живым. Новые и новые ручейки вливаются в этот могучий, волнующийся человеческий океан. Высокий символический смысл этих кадров, — отлично решенной массовки, поставленной на основе сохранившейся, к счастью, в архивах давней документальной съемки, — доходит до каждого, волнуя большим, заложенным в них смыслом Революции. Смыслом жизни, обращенной к Будущему.

Смотреть онлайн Николай Бауман (1967):

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Николай Бауман (1967). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Николай Бауман (1967) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



60-е

фильмы 1967 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние