..Вечер. Замерли корабли в порту. Озираясь, пробираются тайком к лодке четверо пареньков, плывут меж темных судовых корпусов, изредка освещаемых вспышками электросварки, искры от которой падают шипя в свинцово-мрачную воду. Вот и склад. Поддался отмычке тяжелый замок… Скрылся за углом охранник… Можно начинать операцию… Детектив? Кража?
Вполне можно предположить это, ибо авторы фильма уже познакомили нас со своими героями: у одного на счету — ограбление, у другого — убийство, а все они — юные правонарушители. Но это не детектив, и не в данной операции дело. Действие фильма, вопреки названию, происходит, в основном, не в порту, а сначала в некоем городе, затем — в колонии для несовершеннолетних преступников.
В городе произошло следующее. Мать, которая так любила и так, чрезмерно даже, заботилась о сыне, уехала с любимым человеком в Гданьск, изменила и сыну, и его отцу, находящемуся в тюрьме за растрату. Ежи с горя напился, набуянил и попал куда следует.
А в колонии Ежи сталкивается с доподлинными представителями блатного мира, любителями «вольной» жизни, имеющими весьма своеобразное представление о долге, о морали, о товариществе и отношениях личности с обществом. Происходит резкое столкновение «новичка» с признанным «боссом» камеры, сложные взаимоотношения возникают у него с директором колонии. Словом фильм поднимает целую серию проблем морально-этического плана, влияния на юные души семьи, коллектива, просто элементарной чуткости, внимания, уважения. Обо всем этом рассказано на экране интересно, действие развивается энергично, в ряде эпизодов достигая детективного напряжения. Этому способствует и операторская работа (Б. Ламбаха), в которой умело использованы резкие светотени, выразительная композиция кадра, придающая эпизодам то романтически-таинственное, то психологически острое, то реальное, бытовое звучание.
Но главное, конечно, люди. Хорошо получился у артиста Мацея Дамьенцкого образ главного героя. Это еще и незрелый юноша, и уже сложившийся в основных чертах характер. Оправданно, убедительно раскрыты и его обостренная любовь к матери — единственному близкому человеку на свете, и отсюда — непримиримая требовательность к ней. Удался и артисту Б. Плотницкому образ директора колонии, человека умного, собранного, талантливого педагога. Да и в эпизодическом по — существу персонаже — воспитателе группы (арт. Е. Пшибыльский) угадывается характер определенный и завершенный — педант, сухарь, формально поступающий по всем правилам, но явно не понимающий самой сути дела, которому служит. Вообще актерский ансамбль в фильме, как говорится, на должной высоте. Вот почему к завершающим эпизодам, где мы видим колонистов работающими в порту, мы уже близко знакомы с каждым из них, судьба каждого нам далеко не безразлична. Когда дело доходит до продолжения того эпизода, с которого начинается фильм, мы уже подозреваем, что ребята направились ночью на склад не с целью ограбления.
Но не обтекаемую повесть о «перековке», «перевоспитании» юных преступников рассказали сценарист 3. Сковроньский и режиссер 3. Кузьминьский. Они правдиво и интересно (хотя порой и увлекаясь излишне «спецификой» материала) поведали о том, как важно ко всему серьезному в жизни относиться серьезно, с сознанием ответственности за свои слова и поступки. О том, что, уж ежели допущена ошибка, покалечившая судьбы не ставших крепко на ноги в жизни молодых людей, — ее нужно, ее можно исправить. И как это делается.
ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1965 года
Здравствуйте.Очень хотелось бы посмотреть этот фильм «происшествие в порту»
Очень хотелось бы посмотреть этот старый фильм.
Здравствуйте.Очень хотелось бы посмотреть этот фильм «Происшествие в порту»