Леонид Оболенский
Патриархов советского кино почти не осталось в живых. После недавней смерти Леонида Трауберга — чуть ли не три человека: Евгений Габрилович, Иосиф Прут и Леонид Оболенский, о котором и сделали фильм мои коллеги — кинокритики Е. Тирдатова, П. Черняев и Б. Левин вместе с режиссером Юрием Захаровым. Я бы, правда, не сказал, что их картина отличается критическим подходом к своему объекту, похоже, авторы поддались магии своего героя и позволили старому лукавцу и обаятелю не только сыграть самого себя, но и с дирижировать всем фильмом. Но хотя мне думается, что Оболенский все же и сложнее и противоречивее, чем экранный старорежимный душка, расточающий обольстительные улыбки, разбрасывающий эффектные афоризмы и вспоминающий разные истории из своей фантастической жизни, грех было бы их в этом упрекнуть, поскольку проиграть (или подыграть) такому человеку не стыдно. Тем более что фильм смотрится с неослабевающим интересом — настолько уникален и непредсказуем оказывается «уходящий объект», сам же и утвердивший название для фильма о себе. Что говорит и о готовности смотреть смерти в лицо, и об аристократизме духа, способного на подобные шутки перед приближением костлявой. Не знаю, в какой мере Оболенский аристократ за пределами кадра, уже сам факт, что в его пределах (не только в этой картине) он предпочитает быть именно им, говорит о многом. И еще в связи с его обликом хочется произнести слово «порода» и вспомнить шутку, приписываемую А.Н. Толстому, который на вопрос: «А правда ли, что вы бывший граф?», отвечал: «Вы когда-нибудь видели бывшего сенбернара? Это порода!» В фильме есть замечательный кадр-вставка из «Чисто английского убийства», где Оболенский играет лорда, а Иван Переверзев, один из репрезентативных актеров сталинского кинематографа, исполнявший некогда роли российских флотоводцев, — лакея. Как говорится, sapienti sat — разумному достаточно, чтобы сделать выводы, независимо от того, хотели ли таких выводов авторы обеих картин. Не стану также комментировать парадоксальных высказываний Оболенского о советской культуре, чертовщине (несомненно присутствующей в нем самом), а также «Мастере и Маргарите»: посмотрите — услышите. Члены жюри фестиваля в Нионе (Швейцария) посмотрели, послушали и присудили фильму Гран-при.
Рассказать в блоге
На форуме