«Я ее хорошо знал» — так назван фильм, поставленный Антонио Пьет-ранджели по сценарию, написанному им совместно с Р. Маккари и Э. Скола.
Таких девушек, как красотка Адриана, множество в любом большом городе, и принято считать, что все их хорошо знают, потому что, в сущности, и знать-то нечего. Они вертятся вокруг кино, какое-то время работают манекеншами, фотографируются для рекламы, сходятся с любым мужчиной, не обременяя его большими расходами, не претендуя на серьезное чувство, на уважение, на брак.
Адриана — одна из таких девушек. Поначалу только одно отличает ее от стандарта — она не торгует собой. Связи возникают либо потому, что она влюбилась (не бог весть, как сильно, но все-таки увлечение есть), либо потому, что объект чем-то выделяется среди прочих — таков известный писатель.
Глупенькая простодушная девочка верит в то, что легкая, нарядная жизнь большого города дастся ей в руки без особого труда. Ей не приходит в голову начать серьезно учиться — несколько уроков декламации у старой актрисы — это предел ее учебы.
Нет у нее никакого чувства ответственности ни за одно дело, а берется она за множество дел. Вот она маникюрша, но, забыв о клиентке, вдруг принимается обтачивать собственный ноготь. Вот проба в кино — аппарат фиксирует дыру на тончайшем чулке и нелепые бессмысленные жесты Адрианы. И все-таки она как-то зарабатывает на жизнь, даже обзаводится квартиркой, которую никогда не прибирает.
Никому не интересна она, ее одиночество, ее небогатые размышления и разочарования. Она верит людям, потому что не умеет задуматься о жизни, а не от доброты. Она любит детей, но делает аборт. Не рожать же от случайного любовника, оказавшегося к тому же мелким уголовником. Она нравится своим случайным партнерам не только потому, что очень красива, а и потому, что с ней можно не считаться.
Один из подлинно драматических эпизодов этой бездумной птичьей жизни таков: Адриана, застрявшая в квартире очень нравящегося ей юноши, разнежившаяся, почти счастливая, вдруг слышит его просьбу. Он просит ее позвонить девушке, родители которой не любят, когда к их дочери звонят мужчины, а потом передать ему трубку. Сразу опечалившаяся Адриана выполняет просьбу возлюбленного и слышит, как он, не скрываясь, взволнованно и нежно говорит той, другой: «Здравствуй, сокровище, когда я увижу тебя?» Ему и в голову не приходит, что Адриана может оскорбиться, что по отношению к ней, лежащей на его диване, тоже требуется проявить хотя бы подобие такта.
Молодая актриса Стефания Сандрелли отлично играет этот эпизод. Ни гнева, ни протеста нет у ее Адрианы. Она, кажется, больше всего поражена тем, что у юноши, с которым всегда так весело, бывают такие интонации, такое волнение в разговоре с другой. С ней никто еще так не говорил.
Нет, она не равнодушный человечек. Она бездумна, наивна, одинока. Нищета деревни, откуда она бежала, и корыстный мир «красивой жизни», в котором она хотела найти себе место, не научили ее элементарной морали. Никто не хочет понять ее, заняться ею, да и она не понимает никого.
В фильме большую роль играет музыка. Адриана привычным толчком ноги часто включает и выключает проигрыватель, стоящий на ковре. В машинах радио без конца передает песенки. Музыка возникает часто и вполне оправданно, но в то же время она выполняет функцию комментатора внешних событий и их внутреннего смысла — вроде знаменитых «зонгов» в драматургии Брехта, где прямо зрителю адресуются песни, разъясняющие размышления автора о своих героях.
Так звучит песня «Дырявые руки» — о девушке, у которой дырявые руки, не умеющие удержать любовь, мысли, подарки, цельность души. Так определяет ее и писатель-психолог, у которого она выпытывает, о чем он пишет. Так, в общем, воспринимают ее и зрители, следя за почти не связанными между собой эпизодами-новеллами о попытках Адрианы втиснуться в «красивую жизнь».
Но без всяких внешних катастроф, просто от накопления тоски, душевной беспризорности и своего одиночества в большом блестящем городе Адриана выбрасывается с балкона в мутную городскую реку.
Антонио Пьетранджели не впервые тревожно размышляет о жизни молодежи в буржуазных странах. Фильм предостерегает, разговор ведется по душам и не случайно назван он «Я ее хорошо знал».
Хорошо ли каждый из итальянцев знает таких девушек? Или думает, что тут и знать-то нечего? А сколько их гибнет от самоубийств, болезней, преступлений только потому, что никому нет дела до этих забавных, хорошеньких, ни к чему никого не обязывающих недавних подростков, ничего не знающих о жизни, не задумывающихся о ней и слепо верящих, что за привлекательную внешность им полагаются бесплатно все радости «красивой жизни».
Смотреть онлайн Я ее хорошо знал (1965):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1965 года
zvuk otvratitelni……..