Tuesday, April 30th, 2024

Ольга Волкова

Дата 19 февраля, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Ольга ВолковаАх, какие это были времена! Таланты и поклонники. Меценаты и антрепренеры. Бенефисы и благотворительные вечера. Театральные династии. Сценические имена. Классические амплуа. Травести, инженю, субретка… Резонер, фат, простак… Загадочно, неповторимо. Правда, был еще третий класс, с мужиками, в Елец. А в Ельце купцы приставали с любезностями. Но какое это имело значение, если – ах, как меня принимали в Харькове –, если ты умел нести свой крест и веровал…

Сейчас так не любят. Так не выглядят. Так не играют. Актерам не кланяются на улице, как когда-то Качалову. Их не забрасывают цветами, как когда-то Ермолаеву. Демидову путают с Савиной. Волкову пробуют на роль вместе с Тереховой. И снова стали другие: своя тема в искусстве, кадр, дубль, ставка, тираж, типаж. Это ни хорошо и ни плохо. Просто другое время, другие песни.

Ольга Волкова родилась, когда Ее театр отходил уже в Лету. Она состоялась, когда пышную театральность, изящную стилизацию почти полностью вытеснило и высмеяло жезнеподобие. Гротеск именовался формалистическим языком, и звучало это как бранное слово. А она, без сомнения, была гротесковой актрисой. До перехода в БДТ имени М.Горького служила в Театре комедии. Здесь сыграла свою знаменитую роль – Калугину в пьесе Э. Брагинского и Э.Рязанова «Сослуживцы». По иронии судьбы в этой же роли – но в фильме «Служебный роман» — несколько лет спустя прославилась Алиса Фрейндлих. Та самая десятиклассница Алиса, что привела когда-то семиклассницу Ольгу в драматический кружок, а Ольга Волкова участвовала почти во всех фильмах Э.Рязанова: ее лучшие роли в «Вокзале для двоих», «Жестоком романсе», «Забытой мелодии для флейты».

«Своей темы» у Ольги Волковой никогда не было. И слава богу. Она – как та кошка, которая гуляет сама по себе. В каждой новой своей роли «предает» себя самое и свою предыдущую героиню и бросается в незнаемое. Ей помогает от природы данное жизнелюбие и очаровательный авантюризм. Кроме того она – актриса в третьем поколении.

«Своего режиссера у Ольги Волковой тоже не было никогда. Хотя послужной ее список велик и то и дело пополняется. Из наиболее интересных работ (помимо рязановских) я бы вспомнила «Учителя пения», «Кражу», «В соей смерти прошу винить Клаву К.», «Дублер начинает действовать», «Прости», «Мой нежно любимый детектив», «Аплодисменты, аплодисменты…» Ее чаще всего использовали типажно. Тянули на комедию, эксцентрику. А она мечтала и мечтает о чеховской Маше и брехтовской Кураж, о героинях Горького, Андреева, Ибсена. Бывало, что ее просили спасти роль – и она самоотверженно шла на это, расцветить эпизод – и она расцвечивала его на диво. Она весело создавала галерею своих героинь, одевала, их по своему вкусу и усмотрению, раздаривала им свою коллекцию шляпок, причесок, улыбок и судеб. И попробовал бы кто-нибудь их не узнать!

Откуда в ней все это? Откуда в ее киноролях это эхо славы театральных времен, талантов и поклонников, звучных псевдонимов и амплуа? Может быть, от «своей» школы, которую она прошла в начале артистической карьеры в легендарном Ленинградском ТЮЗе. От той атмосферы радостного сочинения жизни, которую воспитывал в своих учениках З.Я. Корогодский. Некоторые его максимы она и сейчас применяет на опыте. «В искусстве – как на велосипеде: не будешь крутить ногами – свалишься». «Прошлое учит, но вдохновляет будущее». «Нужно успеть заметить, что падаешь, и сделать так, чтобы это падение выглядело полетом». О, эту науку она постигла в совершенстве! Ее не зря побаиваются в кино: странной, избыточной мерой своей игры она может обнаружить несостоятельность драматурга, беспомощность режиссуры, актерский наигрыш или игру вполнакала. Но когда ей доверяются, как доверился О.Рябоконь, поручивший ей главную роль в «Физиках» Дюрренматта, показанных недавно по ТВ, результат оказывается самым неожиданным. Она подвеет трагедию и фарс одновременно, она умно и точно ощущает стиль интеллектуальной драмы и органично существует в изысканном сюжете, с изысканными интонациями, на изысканных полутонах.

На самом-то деле Ольга Волкова – актриса булгаковская. Здесь ее корни – в стихии булгаковской прозы, в его страсти к мистификациям, в его умении самое невероятное оправдать самым вероятным способом. Мне не стоит усилий увидеть, как ее Аннушка «уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила». Я ясно представляю ее героиню, растревоженную запахом французской косметики, в воландовском варьете. Она могла бы играючи примерить коровьевское пенсне или знаменитую фразу Бегемота: «Маэстро! Урежьте марш!» Могла бы тряхнуть своей травестийной стариной и превратиться в Ивана Бездомного. А могла бы, вспомнив несыгранное, стать Маргаритой, той самой, что поразила Мастера «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», той самой, что в пятницу стала ведьмой. Той самой, которую Булгаков, уверена, обожал больше всего за способность высадить стекла в квартире ненавистного и ему критика Латуновского.

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Ольга Волкова. На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Ольга Волкова совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Комментарии (0)



Актрисы

Метки

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние