Friday, April 26th, 2024

Катерина Измайлова (1969)

Дата 12 августа, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Катерина Измайлова (1969)«Катерина Измайлова» — опера выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича, опера, получившая признание во многих странах мира, приходит на экран, становится достоянием миллионов кинозрителей. Факт, сам по себе, отрадный.

Не секрет, что сам жанр «фильм-опера» отталкивает тех зрителей, которые отдают предпочтение не оперному, а какому-нибудь другому искусству. Не секрет, что фильмы, сделанные по известным оперным спектаклям, страдают в большинстве своем все-таки театральностью. И в этом смысле «Катерина Измайлова» поистине бросает вызов всему, что было сделано ранее. Это, прежде всего, драматическое кинопроизведение, с захватывающим сюжетом, с большими страстями, с сильными героями, которым музыка позволяет быть лишь более выразительными, более убедительными. Это фильм, который доставит радость всем; и ценителям оперного искусства, и тем, кто не отдает ему пальму первенства. И еще — никого не оставит равнодушным искусство замечательной актрисы современности Галины Вишневской. Ей, солистке Большого театра СССР, рукоплескали во всех странах мира, после фильма «Катерина Измайлова» Вишневской будут рукоплескать как талантливейшей драматической актрисе.

Впервые опера «Катерина Измайлова» прозвучала со сцены Ленинградского Малого оперного театра в 1935 году. Либретто было написано Дмитрием Шостаковичем по повести замечательного русского писателя Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Создав новые и яркие характеристики героев, Шостакович добился того, что вместо мелкой житейской драмы на сцене развернулась трагедия русской женщины XIX века.

Замысел композитора и автора сценария, потому что Шостакович в фильме «Катерина Измайлова» впервые выступил и как сценарист, успешно воплотил режиссер Шапиро.

— Еще в 1935 году, увидев в театре «Леди Макбет Мценского уезда», я понял, что опера Шостаковича словно специально создана для кино, — рассказывает режиссер. — Тогда же я загорелся желанием поставить ее, но осуществить этот замысел удалось лишь 30 лет спустя.

И вот возникает перед нами на экране затхлая атмосфера купеческого самодурства и насилия. Дом — крепость. Этой крепостью правит жестокий, властолюбивый и циничный старик — свекор Катерины. Его сын — муж Катерины — сз щество слабое, ничтожное, безвольное. А сама она? Наделенная сильной волей, страстной и пылкой натурой, Катерина жаждет любви и счастья. И это приводит ее к преступлению.
Отравлен свекор, убит муж, вот уже празднуется свадьба с любимым, Сергеем. Но близка расплата… После публичного истязания Катерину и Сергея отправляют на каторгу. Скорбная и мрачная картина каторжного пути — знаменитой Владимирки. Особенно страшным стал этот путь для Катерины…

— Мне жаль, что все уже позади, — говорит Галина Вишневская, — ибо работа в фильме была большой радостью. Целый год я жила в атмосфере поистине творческой, среди чудесного коллектива.
Целый год любители оперы были лишены возможности видеть любимую певицу на сцене Большого театра. Галина Вишневская отдала его тем, кто придет сегодня в зрительный зал кинотеатров.

Галина Вишневская.
Мне не приходилось раньше петь партию Катерины Измайловой на оперной сцене, но я часто исполняла отдельные арии в концертах. Создать музыкальный и драматический образ Катерины я мечтала очень давно, с тех пор, как впервые услышала потрясающую музыку Шостаковича. Поэтому, стоит ли говорить, как я обрадовалась, получив приглашение на пробу со студии «Ленфильм». Прежде всего мне предстояло пройти самый сложный экзамен, спев партию Катерины в первоначальном восстановленном варианте Дмитрию Дмитриевичу. После утверждения моей кандидатуры на роль я ушла на год из театра, отказалась от всех выступлений и лето 1965 года посвятила разучиванию партии Катерины.

Зимой начались съемки. Сначала было очень трудно — ведь приемы игры, средства выразительности в театре совсем иные, чем в кино. В театре для того, чтобы донести все до последнего ряда, нужно прибегать к «крупным мазкам» — подчеркнутой мимике, широкому жесту, масштабной мизансцене. В кино, где лицо актера увеличивается на экране до гигантских размеров, такая крупность будет выглядеть фальшивой, нарочитой. Даже создание фонограммы кинофильма для вокалиста — сложное дело, особенно в новой, непетой партии. Тем больше трудностей, когда предстоит работать перед кинокамерой, с ее пристальным вниманием к крупному плану, к глазам, когда приходится думать о психологически углубленной трактовке роли. Первая задача, которую я поставила перед собой еще на пробах,— раскрепоститься от камеры, постараться забыть о ней, не хотеть быть красивой и вовсе не думать о том, как я выгляжу.

Меня спросили — с какой сцены я хочу начать? Я попросила начать с явления призрака убитого свекора. Расчет мой был на драматичность этой сцены, на бурный накал страстей, который заставит меня отрешиться от камеры и всей необычности съемочной площадки. И расчет оправдался. Я многое поняла на этом эпизоде — поняла, что в кино мало чувствовать внутри себя, нужно еще уметь показать свои переживания. Поняла я и огромную роль оператора, как, по меньшей мере, равноценного партнера актера. Если он не поймет тебя, то ничего не получится, как бы хорошо не играл актер. В театре актер отвечает за себя — в кино этого мало, нужно еще и взаимопонимание с коллегами. Были еще и другие специфические трудности — сниматься в каких-то маленьких кадрах и при этом держать в голове всю линию образа, играть сначала конец, а потом середину или повторять сцену, которая идет несколько метров, весь день. Ведь в театре привыкаешь к последовательному развитию сюжета и характера героини. Были и другие сложности — водой холодной обливали и даже в восьмиградусный мороз в Гатчине на съемках пришлось раздеться и стоять на эшафоте в разорванной рубашке. Правда, все обошлось благополучно, я ни разу не простудилась.

Образ Катерины в опере значительно отличается от литературного первоисточника. Лесков рисует злодейку, совершающую подряд несколько убийств, поступки ее никак не оцениваются и выводы представляется сделать читателю. Композитор переосмысливает этот образ, как жертву страстей и жертву «темного царства», окружающего ее. Она рождена с сильной, глубокой, яркой натурой, жизнь с нелюбимым, весь уклад, быт купеческого дома точат ее изо дня в день, в узком мирке томится здоровая женщина, в которой много сил, энергии, жажды жизни, любви. И все это, как вода в щель плотины, выплеснулось в одно русло — в любовь к Сергею. Любовь толкает ее, ослепленную, на преступление. И когда на каторге приходит прозрение, во всей наготе безобразной обнажается ее идол, ее кумир — она жить больше не может…

Я очень признательна режиссеру Шапиро за то, что он умеет доверять актеру и работать с ним интересно и легко. Моя мечта — создать па экране образ Кармен в опере Бизе. И я была бы счастлива снопа встретиться с Михаилом Григорьевичем и с его замечательными коллегами и товарищами.

Дмитрий Шостакович.
Музыкальный язык оперы я попытался сделать очень простым и выразительным. Я не могу согласиться с теорией, будто современная опера не должна иметь определенной вокальной жизни. Вокальная партия, согласно этой теории, должна представлять собой интонированную речь. Главная задача певцов — петь, а не говорить или интонировать. Поэтому все мои вокальные партии построены на широкой кантилене, учитывающей все возможности человеческого голоса — этого самого богатого из всех существующих инструментов.

Режиссер Михаил Шапиро.
Я глубоко убежден, что только в кино можно по-настоящему показать оперу, наилучшим образом воплотить замысел композитора. Опыт последних лет, когда многие оперы получили на экране свое второе рождение, — лучшее доказательство правильности этой мысли.

Опера Шостаковича представляет собой прямое продолжение и углубление традиций русской оперной музыки — особенно традиций Мусоргского и Даргомыжского с их стремлением к воссозданию широкой картины общества, предельной точности в психологической обрисовке характера и к интонационной определенности. Известно высказывание Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово». В опере Шостаковича последовательно выдержан принцип соответствия между живой репликой и ее изображением в пении. Пение здесь — не просто набор красивых звуков, а средство выражения осмысленной человеческой речи.

Может возникнуть вопрос — почему мы обратились к этой опере сегодня? Трагическая история человека, делающего неистовую попытку вырваться из страшных, мертвящих жизненных условий, обладает огромной силой отрицательного примера того, как губится само существо человека, как уродуется и подавляется человек в социально-уродливых условиях жизни. И пока где бы то ни было будет существовать брак по расчету, автоматизм отношений и духовное подавление женщины — судьба Измайловой сохранит свою остроту. Зритель должен понять, как нельзя относиться к человеку, к его достоинству.
Мне доставила огромное наслаждение работа над фильмом, никогда не возникало никаких сомнений: а нужен ли этот эпизод, верно ли поступают действующие лица. Все стояло на своих местах, вещь стянула» вперед как мощная, надежно продуманная машина. Очень многое зависело от исполнительницы главк роли — ив этом смысле нам очень повезло. Удивительное сочетание голоса и блестящего актерского мастерства — явление крайне редкое. Именно такими качествами обладает Галина Павловна Вишневская, создавшая образ Катерины Измайловой. Без актрисы такой силы невозможно было бы поставить оперу Шостаковича, как невозможно, например, поставить «Бориса Годунова» со средним исполнителем в роли Годунова. На съемках она вела себя очень мужественно и смело. Не всякий большой мастер вокала полезет в холодную воду, будет шлепать босиком по грязи или стоять полураздетой на морозе в сцене казни — а Вишневская делала это самоотверженно, и я хочу отдать дань ее мужеству.

Смотреть онлайн Катерина Измайлова (1969):

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Катерина Измайлова (1969). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Катерина Измайлова (1969) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



60-е

фильмы 1969 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние