С Валентином Дикулем, силовым жонглером, который легко, как мячиками, играет пудовыми шариками, удерживает на своих плечах пирамиду, удерживает на своих плечах пирамиду из штанг и гимнастов (в 900 килограммов весом!), а под занавес этого фильма словно бы шутя – да несколько раз кряду – держит помост, на который выкатывается легковая «Волга» (1,3 тонны!), мы познакомимся на арене цирка. Статный, могучий, с русой бородой, в которой поблескивает седина, он похож на былинного богатыря. Богатыря сказочного. Помните, Илья Муромец сиднем просидел тридцать три года и лишь потом смог подняться. Валентин Дикуль, прежде воздушный гимнаст, сорвавшись, упал из-под купола цирка и пролежал без движения два года. Не по волшебству народной сказки – силой духа и разума, упорнейшими тренировками, убежденностью в том, что «человек может все», заставил он себя встать, заново научиться двигаться, полностью восстановить организм, обрести прежнюю, нет, еще более могучую силу и – через пять лет! – снова выйти на арену.
Об этом – непостижимом с точки зрения медицины – факте, о человеческом подвиге Валентина Ивановича Дикуля в фильме рассказано негромко и словно бы «между прочим». Главное здесь – в другом. В его учениках и последователях. Нет, они не ставят силовых рекордов на манеже. Поверить в себя, победить тяжелейший недуг, зачастую врожденный, встать на ноги, сделать первый шаг – вот подвиг, к которому ведет их Валентин Иванович. С одними занимается сам. С другим состоит в переписке, консультирует. Метод лечебных тренировок «по Дикулю», созданные им тренажеры известны многим больным и врачам. И многих они спасли, вернули к нормальной жизни. Естественно, с огромной затратой времени, сердца, душевных сил. Больные отчаявшиеся люди, как за спасительную соломинку, хватаются за этого человека, но ведь он-то богатырь – вот и воздвигается в фильме (а главное, в жизни!) пирамида из живых людей, их судеб и надежд, которую удерживает этот герой – силой духа и добра.
Через весь фильм прослеживается судьба маленького мальчика Максима. Отроду не стоявший на ногах, он вместе со своей мамой становится постоянным спутником гастрольных поездок Валентина Ивановича. Там, за кулисами цирка, в свободные от спектаклей и репетиций часы вершится на наших глазах таинство и чудо исцеления. Кажется, одна и та же надежда, мечта, упорная воля пульсируют в крови богатыря и немощного ребенка. И вот однажды Максим встает!
…В дни, когда на XIV Московском международном фестивале фильму «Пирамида» вручался Золотой приз, сценарист Лев Рошаль и режиссер Александр Иванкин сообщили журналистам, что Максим начал ходить. Прекрасная документальная повесть о торжестве силы и доброты обрела продолжение в самой жизни.
ЦСДФ
Автор сценария – Лев Рошаль
Режиссер – Александр Иванкин
Операторы – Андрей Колобродов, Александр Гутман
Рассказать в блоге
На форуме